Информационный стиль текста. Как написать о себе так, чтобы было приятно читать

Если вы когда-нибудь посещали мои или чужие вебинары, то знаете, что часто они начинаются со знакомства спикера с аудиторией. И в большинстве случаев люди представляются так:

«Я Аня, пеку торты, которые меня вдохновляют»

«Я Игорь, видел немало стран, а теперь организую туры по всем странам мира»

«Я Ирина, училась там-то и там-то, а теперь я коуч и меняю мир»

Что не так с этими рассказами? Формально — всё так. Люди что-то пишут, но вы, скорее всего, не запоминаете их фразы, не применяете их к себе и вряд ли заинтересуетесь чьим-то контактом. А ведь даже эта минимальная возможность рассказать о своих услугах — уже микротекст, который может привлечь к вам внимание. Всё, что нужно сделать — написать о своем деле в мире читателя. То есть так, чтобы читатель сразу понял, чем конкретно вы можете ему помочь.

И в этом нам помогает информационный стиль и редактура текста в инфостиле. Я не считаю, что нужно «высушивать» всё подряд, но когда вы рассказываете о себе, важно донести максимум информации и использовать минимум слов. Информационный стиль текста — пример того, как сделать рассказ ненавязчивым и лаконичным.

Как же составить рассказ о себе, который будет приятно читать? Идем по шагам — учимся создавать посты и статьи в информационном стиле.

Шаг первый. Ставим цель.

Не получится оценить, хорошо ли работает ваш рассказ, если вы не знаете, какую задачу он должен решить. Чтобы ее выявить, отойдите на несколько шагов назад и задайте себе вопрос, на каком этапе ваш бизнес и что вы хотите от бизнеса сегодня.

Первый этап — набор аудитории. Если нет аудитории, нет смысла ждать запросов в личку или продаж. После того как аудитория появилась, вы работаете над формированием доверия, постепенно прогреваете аудиторию. И уже только после этого можно говорить о продажах. До этого хоть в информационном стиле вы пишете, хоть в художественном — о запросах или продажах с каждого текста говорить рано.

Так что первый шаг к повествованию в информационном стиле — сформируйте реалистичные ожидания и попробуйте рассказать о своей деятельности через «вы-вектор».

Примеры представлений в «я-векторе» я приводила в начале статьи. Эти же формулировки можно переписать с уклоном на клиента.

Например, не «я Майя и я люблю писать», а «я помогаю компаниям зарабатывать больше денег и рассказывать вам о бизнесе эффектно и интересно». Не «я пеку булочки, которые меня вдохновляют», а «я пеку булочки без глютена для ваших мероприятий».

Именно так работает информационный стиль текста — пример простой, но наглядный. Потенциальный клиент читает и понимает, какие его задачи вы можете решить, зачем вы ему нужны. Причем чем проще формулировки, тем лучше. Не нужно писать о том, что вы «радуете незабываемыми ощущениями» или «ведете сквозь скрытые смыслы» — четко и конкретно скажите, чем вы занимаетесь.

Шаг второй. С кем говорим

Мало кто любит отвечать на вопрос о целевой аудитории. Кажется, что это банальщина, которой уже достали на разных тренингах. Но увы чаще всего в ответах в лучшем случае проскользнет социально-демографическая характеристика, которая несет мало пользы, когда вы пишете для читателей.

К кому вы обращаетесь? Если портрет звучит как «жительница Москвы, 30-40 лет», в эту категорию попадают водительница трамвая, хозяйка маникюрного салона и рублевская домохозяйка. У всех этих людей разная картина мира, все они говорят о разном и хотят разного.

Если вы хотите писать в информационном стиле и в своих постах разговаривать с живыми людьми, у вас должны быть формулировки, которыми говорят о своих проблемах реальные люди. Проводите опросы, интервью, собирайте комментарии из обсуждений. Люди не говорят друг другу в разговоре «хочу прорваться сквозь скрытые смыслы» или «мне пора обрести эмоциональную свободу». А значит — эти формулировки их не привлекут и просто ускользнут из фокуса внимания.

Шаг третий. Структура как маршрутная карта

Посты, которые пишутся «по вдохновению» тоже имеют право на жизнь, особенно если вы пишете их для себя где-то в личном дневнике. Но когда мы говорим о сайтах, о продвижении в соцсетях, важно не запутать читателя в дебрях нашего креатива.

Если вы только изучаете информационный стиль, и редактура текста дается непросто, начинайте с четкой структуры. Лучше всего перед тем как писать, составьте план. Например, для продающего поста структура может быть такой: захват внимания, презентация вопроса, отработка возражения, призыв к действию в конце.

Еще об одной формуле повествования о себе я говорила в этой статье.

Шаг четвертый. Убираем лишнее

Когда у вас появляется основа и фразы, от которых вы можете оттолкнуться, еще раз просмотрите их по нескольким критериям. Возможно, что-то получится сократить или написать более понятным языком.

1. Штампы
Штампы выключают внимание читателя. Это происходит автоматически, как при поездке на авто — задумались и уехали по привычному маршруту. Если вы используете информационный стиль текста, со штампами придется распрощаться. Ведь цель — привлечь внимание, а не выключить.

В первую очередь я говорю об оборотах, которые применимы для любой сферы:

  • Лидеры в производстве
  • Широкий ассортимент
  • Постоянно расширяем палитру


Из-за таких оборотов текст становится неуникальным, заспамленным фразами. Старайтесь не использовать фраз, которые видите на каждом втором сайте и которые не несут новой информации.

2. Слова-усилители
В эту группу оборотов, от которых текст в информационном стиле стоит почистить, попадают выражения «лучшее качество на рынке», «профессионалы высокого уровня», «эффективные методики для молниеносного результата» и подобная субъективная оценка.


Когда вы говорите «вам будет легко учить слова с нашим приложением», то получаете в ответ подсознательное сопротивление читателя — откуда вы знаете, что мне будет легко? А вот «приложение поможет выучить 10 слов за два дня» — это уже конкретика, при которой мы за читателя не додумываем.


Рекомендация, которая поможет вам увидеть слова-усилители и написать о себе в информационном стиле — это так называемый «телефон-тест». Попробуйте проговорить то, что написали в воображаемом телефонном разговоре. Вряд ли вы скажете подруге что-то вроде «оказываю эксклюзивные услуги». Меняйте усилители на факты — и текст станет чище.

3. Вода
Вода — это избыточная информация, неинтересные факты, которые мешают читателю принять решение. На сайте или в посте в информационном стиле нет необходимости пересказывать всю биографию, ударяться в воспоминания о детстве, перечислять все этапы своего профессионального пути.

Если вы пишете «я долго постигала азы профессии» — это очевидный факт, потому что все с чего-то начинали и постигали азы. Убирайте воду и оставьте только самое важное.

4. Канцелярит
Канцелярским языком пишутся деловые СМИ. Когда мы выбираем информационный стиль текста, наша цель — по максимуму канцелярит убрать. А лучше — убрать вообще, так как нагромождение слов отвлекает внимание. А это, опять же, не наша цель.

Надеюсь, что этот небольшой чек-лист поможет сделать ваши рассказы о себе более емкими и информативными, даже если речь идет просто о знакомстве во время вебинара.

Бороться с канцеляритом, штампами и водой мы начнем уже совсем скоро на курсе «Текст Ноль». Это 14 видео с теорией и практикой, в процессе работы с которыми вы узнаете, как писать о себе, о продукте или об услуге и что можно улучшить в уже существующих ваших статьях и постах. Ждем вас!
Популярные онлайн-курсы Школы Контента
Подписывайтесь на социальные сети школы контента!
Читайте также: