Проблемы во взаимодействии между работодателем и копирайтером довольно типичны. Причем в ловушку попадают не только начинающие исполнители. Даже я не исключение, если упускаю какой-то важный момент в коммуникации. И тоже на своих ошибках расту и учусь. О том, как ошибаться реже, зарабатывать больше и получать удовольствие в процессе, я, и другие копирайтеры, обсуждают в нашем
телеграм-сообществе. Присоединяйтесь!
Что же вам делать, чтобы разногласий было меньше? Как быстрее стать хорошим копирайтером и надежным партнёром?
- Договоритесь о новом разговоре, если ответов было недостаточно
Заказчик несет свою долю ответственности за то, чтобы выдать вам нужную информацию и ответить на вопросы. Вы отвечаете за то, чтобы эти вопросы сформулировать и четко объяснить собеседнику, что вам от него нужно: ответы, контакты других лиц из компании, возможность поговорить с покупателями или посмотреть видео о продукте.
И бриф, отправлять который нередко учат на курсах о том, как стать копирайтером с нуля, здесь не спасает. Чаще всего заказчику неудобно заполнять опросник из 20 и больше вопросов. Да и итоговой информации всё равно недостаточно.
Я всегда рекомендую созваниваться лично и задавать вопросы на созвоне. Не стесняйтесь переспросить, если вы чего-то не поняли, или назначить новый созвон, если видите, что в информации есть пробелы. Когда владелец бизнеса говорит, что у него нет времени на разговоры, задача копирайтера — объяснить, почему созвоны важны для итогового результата или попросить контакт того, кто может с вами поговорить. Или отказаться от работы с таким клиентом, если в итоге контакт наладить не удается.
- Позаботьтесь о технических деталях
Часто во время созвона заказчик волнуется не меньше, чем вы. Для многих людей честный разговор о своем бизнесе с копирайтером — зона уязвимости. Им не хочется признаваться о том, что что-то не получается, где-то еще не до конца отработаны все процессы. А если еще и приходится ждать полчаса, пока вы настроите зум для разговора или вспомните пароль от скайпа, на беседу собеседник настроен всё меньше.
Так что все пароли и доступы проверьте заранее. Убедитесь, что у вас хороший интернет и есть возможность не отвлекаться. Уточните у клиента, когда ему удобно поговорить. Вы не обязаны созваниваться в 11 вечера, если собеседнику удобно только так, но обычно удается найти компромисс и время, которое подходит всем сторонам.
Уточните, кто еще будет на созвоне. Иначе вас может ждать сюрприз в виде маркетолога, ассистента или еще кого-то из команды. Если другие участники беседы ожидаются с вашей стороны, тоже предупредите об этом.
- Проявите любопытство, даже если у вас огромный опыт
Стать хорошим копирайтером — это ещё и не терять профессиионального любопытства с годами. Когда я проработала 12 лет на рынке недвижимости, то тоже думала, что знаю о недвижимости всё. И ошибалась, потому что интонация всезнающего автора считывается в разговоре. Для заказчика сотрудничество с копирайтером, в тоне которого читается «я всё знаю о вашей работе», вряд ли станет успешным.
Не стоит с первой же минуты беседы блистать познаниями и кейсами, даже если вы давно работаете в определенной сфере и знаете тонкости. Если вы заботитесь о том, как стать хорошим копирайтером, проявляйте слушайте собеседника, показывайте, что вы тоже заинтересованы в результате.
Если у вас есть готовый список вопросов, не нужно читать их официальным тоном, как будто вы отрабатываете повинность. Доверие между заказчиком и копирайтером не возникнет с первых же минут беседы — это нормально. А вот в живом разговоре вполне реально расположить к себе человека. Внимательно слушайте, о чем он рассказывает, покажите, что вам интересно.
- Отслеживайте границы и зоны своего вмешательства
Если вы задумываетесь, с чего начать разговор, то скажу наверняка — точно не с советов по поводу чужого бизнеса. Особенно если вас об этом не спрашивали. Не нужно сообщать заказчику, что у него на сайте недружелюбный дизайн, а страница компании на Фейсбуке слишком редко обновляется.
Пока вас не пригласили в качестве консультанта, у вас нет права давать советы. С вами работают как с копирайтером — так задавайте вопросы, обсуждайте контент. Не делайте выводов за собеседника, а чтобы убедиться, что вы верно поняли сказанное, лучше суммировать обсуждение вопросом «верно ли я понимаю, что…».
При этом я не говорю о том, что у вас не может быть своей точки зрения и клиент всегда прав. Это не так. Клиенты часто бывают неправы, и нужно тактично донести свою позицию и обосновать мнение. Но прежде чем это делать, убедитесь, что вы верно поняли мнение другого человека. Если какие-то задачи бизнеса решаются странным для вас способом, расспросите, почему их решают именно так, почему пишут именно так или выбирают такую подачу. Возможно, вы увидите ситуацию с новой стороны.
- Разберитесь, кто утверждает окончательный вариант
Для больших компаний ситуация, когда статью утверждает не один человек — не редкость. Может быть такое, что с вами как с копирайтером общается маркетолог, работу маркетолога контролирует руководитель отдела, а потом оказывается, что есть еще и директор и и только он окончательно одобряет текст.
Чтобы избежать неожиданных правок, в начале сотрудничества уточните, кто будет принимать статьи или посты. Обсудите количество людей, которые будут взаимодействовать с копирайтером и с текстом. Это сильно сэкономит нервы и время. Если потребуется дополнительный круг правок, вы будете знать об этом и запланируете дополнительные часы.
- Учитесь работать в команде
Умение работать в команде пригодится вам даже если вы не планируете расширяться до агентства. Так или иначе вы столкнетесь с другими людьми. У владельцев бизнеса бывают свои маркетологи, дизайнеры, ассистенты. Возможно, на каком-то этапе отдать часть работ на аутсорсинг понадобится и вам.
И тут пригодится умение договариваться. Отстаивать свои предложения не с позиции обороны, а слушать собеседника и донести ему свою точку зрения. Если на созвоне с заказчиком с вашей стороны присутствуют несколько человек, желательно, чтобы вопросы задавал кто-то один из вас, а не вы перебивали друг друга. Для этого хорошо бы обсудить список вопросов между собой еще до созвона.
- Возьмите ответственность за результат и ваш вклад в него
Иногда у начинающих авторов есть ощущение, что не так страшно посмотреть на ситуацию сквозь пальцы. Если что — поправят, если что — кто-то еще перепишет. Это заведомо провальная позиция, она не поможет вам стать копирайтером, которому будут доверять.
Конечно, вы на любом этапе можете отказаться от заказа и не работать, если некомфортно. Но до тех пор, пока заказ ваш, задача — сделать максимально хорошо. И нести ответственность за то, что вы показываете заказчику.