Как научиться редактировать текст лендинга, рассылки или статьи. Приемы редактирования и типичные ошибки

В статье об информационном стиле я рассказала о том, как сделать текст более опрятным с точки зрения стилистики. Но канцелярит, штампы и вода — не единственные враги хороших постов и рассылок.

Иногда в попытке выловить канцелярит и дать больше информации вы упускаете более высокий уровень — структуру, логику и специфику восприятия аудитории. Ведь в этом случае просто научиться редактировать текст недостаточно. Нужно еще и знать, чем отличается каждый формат текста и на что первым делом обращать внимание, когда вы редактируете лендинг, рассылку или статью.
Обращаем внимание на все элементы лендинга
Часто владельцы онлайн-проектов и копирайтеры делают страницы по шаблону. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Иногда шаблон быстрее и удобнее и редактировать его проще. Проблема здесь в том, что при создании сайта, например, на Тильде, возникает соблазн использовать и шаблонный текст.

В итоге вы просто редактируете лендинг, заменяя английские шаблонные фразы на такие же шаблонные русские. И в сети появляется сто первая одинаковая страница мероприятия. Иногда на таких страницах не меняют даже шрифты и цвета, и читатель автоматически скроллит их, как что-то надоедливое.

Когда вы редактируете текст лендинга, от шаблонов отталкиваться можно, но не стоит использовать их в чистом виде. Продумайте структуру, которая подойдет для вашего конкретного продукта или услуги. Напишите список основных вопросов, подумайте о том, человек здесь ищет. Это и будут основные блоки лендинга.

Чтобы научиться редактировать текст полноценно, важно понимать, что страница продукта и услуги отличается. И ваша цель — не просто поправить буквы, а разобраться, тот ли формат выбран. Иногда услуги на лендингах представляют как продукты, и читатель видит только картинку и цену.

Услугу вы так не презентуете. Продажа услуги — это всегда личное обращение, рассказ о вас, о команде. Ведь люди приходят к конкретному человеку и покупают у людей, а не просто хотят увидеть шаблонную витрину магазина. Больше о том, какие блоки лендингов использовать под какие задачи, как уйти от шаблонов и правильно провести интервью для сайта с клиентом, я рассказываю в нашем телеграм-сообществе. Присоединяйтесь!

Еще одна типичная ошибка — забыть один из элементов. Например, опубликовать на холодную аудиторию лендинг, в котором нет блока о себе или внятной отработки болей аудитории. Не забывайте об этом и обращайте на это внимание, если планируете редактировать текст лендинга.
учимся редактировать текст
Пример шаблона страницы

Учимся редактировать текст рассылки с учетом восприятия читателей

Обращали когда-нибудь внимание, сколько рассылок вы удаляете, даже не открывая? Скорее всего, такие письма встречаются, даже если у вас немного подписок.

Одна из самых частых ошибок в письмах — это продажа в лоб с первого же абзаца. В этом случае всё письмо состоит из рекламы курсов, вебинаров, скидок. После одного-двух таких писем читателям становится неинтересно их открывать, и рассылка улетает в корзину.

Другая типичная ошибка — это, наоборот, слишком длинная и сложная подводка к основной части. Хорошее начало — короткий лид, который создает интригу и вводит читателя в курс дела. Учитывайте это, когда редактируете текст письма.

Полная структура коммерческой рассылки может выглядеть так:

  • что-то, что приносит пользу читателю: видео, рекомендации эксперта;

  • суть вашего предложения;

  • эмоциональные и рациональные аргументы, выгоды, которые даст читателю ваше предложение.
И, возможно, в чем-то очевидный, но нужный совет — проверяйте рассылку на грамматические ошибки после того, как отредактируете. Они бросаются в глаза сильнее, чем в постах для соцсетей или на лендингах. Чаще всего об ошибке вам сообщат в ответах, порой довольно саркастичных. Помните об этом моменте и отловите опечатки еще на этапе редактирования текста.

Читайте также: Как выбрать курс обучения. 5 поводов насторожится

Четко определяемся с логикой статьи

Статья — не личная рассылка. У статьи есть определенный способ организации основных мыслей, в ней не получится говорить таким же тоном как в письме. К сожалению, авторы об этом иногда забывают и вместо внятной информации вы видите на сайте эссе, длинную историю о жизни автора или рассуждения, в логику которых сложно вникнуть.

Даже когда мы только учимся редактировать текст, важно уметь ответить на вопрос, что эта статья даст читателю. Найдет ли человек здесь что-то новое, сумеет ли уследить за ходом вашей мысли.

Задача человека, который пишет или редактирует статью — отобрать все лучшее для читателя. Чем больше четкости в ней будет, тем лучше. Пять мест, куда можно пойти с детьми или которые стоит посмотреть фанату активной ходьбы будут лучше сто первой подборки с перечислением достопримечательностей города. Максимально сосредотачиваемся на пользе.

Кроме четкого разбиения на абзацы, у статьи есть структура, которая отражена в подзаголовках, врезках, выносках. Статья не пишется по принципу «как идет». Именно поэтому я рекомендую начинать с плана и черновика. А когда вы редактируете текст в итоговом варианте, еще раз убедитесь, что между заголовками и подзаголовками есть связь.

На то, захватите ли вы внимание человека или он убежит со страницы, влияет лид. Если начинать с «всем давно известно, что…», вы теряете читателя. При редактировании текста проверьте, что ваш лид выглядит адекватно, что статью хочется читать дальше.

Связки между абзацами в стиле «давайте разберемся», «как вы могли заметить», «обратите внимание на следующий пункт», говорят о том, что вы запутались и вам нужно еще раз разобраться со структурой. Сюда же относятся и тезисы в конце «давайте подведем итоги» или «суммируем то, что было сказано». При редактировании текста такие выражения лучше убрать и закончить кейсом, емкой иллюстрацией, призывом к действию.

Принципиальный момент для редактирования текста — понимать законы жанра. Журналистское расследование отличается от статьи для тревел-блога, а научные статьи мы не пишем в стиле «каждая клеточка должна кушать». Если вы готовите материал для конкретного издания, смотрите на стилистику издания и пишите в этой стилистике.

Читайте также: Плюсы и минусы онлайн-обучения

Понимаем, что соцсети — не личный дневник

Когда вы редактируете тексты для соцсетей, держите в голове идею о том, что соцсети — не личный дневник. В ленте соцсетей сложно читать посты, в которых много метафор, но нет структуры и логики.

У поста для соцсети нет задачи «выразить чувства». Если вы пишете на публику, значит у вас есть читатель и вы ориентируетесь на него. Думайте о том, куда вы приведете читателя этим постом. Что он должен сделать в итоге? С кем вы говорите, когда создаете текст?

Если вы думаете о читателе, с высокой вероятностью вы не напишете шаблонный пост с надоедливым призывом «что вы думаете по этому поводу» или «а как у вас». Если вы общаетесь с людьми, как в обычном разговоре с живым желанием вовлечь, узнать что-то новое, обсудить интересное, то и люди откликаются и реагируют на ваши посты. И это тоже важно учитывать при редактировании текста и иногда дать посту отлежаться, чтобы через пару часов посмотреть на него новыми глазами и при необходимости поправить.
Получи бесплатно

"Чек-лист по авторедактуре"
Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности проекта «ШКОЛА КОНТЕНТА»
Подписывайтесь на социальные сети школы контента!
Читайте также: