Зачем нужна обратная связь и как с ней работать

зачем нужна обратная связь
Автор
Инна Никитина - Копирайтер
Результаты учебы зависят не только от качества онлайн-курса, но и от того, как вы воспринимаете обратную связь от преподавателя. Я знаю, что критика может задевать, а недавно поняла, почему так происходит и как это исправить. Буду рада, если мои наблюдения помогут и вам.

Кого критикует преподаватель

Хороший преподаватель никого не критикует. Он комментирует работу студента. Это важно понять: комментарии к тексту — про текст. Ваше отношение к комментариям — про вас. Как только я это поняла, сразу же начала смотреть дальше выполненного задания и спрашивать себя, почему эти правки так задевают. Если не увлекаться самокопанием, получается отличная самотерапия. Ответы на такие вопросы можно совместить с письменными практиками — так проще улавливать инсайты. Собственно, это и есть то, зачем нужна обратная связь.

Я знаю, что не все спикеры действуют профессионально. Некоторые позволяют себе переходить на личности. В этом случае всегда есть выбор — уйти с онлайн-курса или пытаться добывать пользу даже из такой обратной связи.

Мне повезло — на всех онлайн-курсах, где я училась, давали профессиональную обратную связь и критиковали работу, а не ученика. Только я это поняла не сразу. Почему — расскажу позже.

Применение рекомендаций — ответственность студента

Спикер комментирует работу, опираясь на свой опыт и даже на свои убеждения. Его задача — показать, что можно улучшить. Задача студента — включить фильтр и выбрать нужные рекомендации. Иногда не получается сделать это сразу — на первый план выходят эмоции. Я заметила, что самые яркие впечатления от комментария получаешь, когда слышишь интонацию человека. Это работает, даже если он ничего не сказал о задании вслух. В этом случае полезно дать обратной связи отлежаться. Буквально через полчаса останется только смысл — теперь с ним можно работать.

Осознание ответственности за применение рекомендаций пришло не сразу. Мне помог предыдущий опыт — до копирайтинга я пять лет работала в охране труда, два из которых была внутренним аудитором культуры безопасности. В конце каждого аудита мы с коллегами давали командам рекомендации и подчеркивали, что их внедрение — ответственность команды. Наша задача — увидеть возможности для развития и поделиться ими.

Не соглашаться с комментарием — нормально

Для преподавателя выполненное студентом задание может быть вырвано из контекста. Например, на курсе вы пишете посты для социальных сетей. Если ваша аудитория в восторге от сложносочиненных предложений, можно отказаться от рекомендации разбить длинное предложение на три коротких. У вас для этого есть железные аргументы. Если таких аргументов нет, лучше обсудить сомнения с преподавателем. Главное, выбрать спокойный тон. Общение на равных приносит гораздо больше пользы.

Прежде, чем идти за разъяснениями, полезно задать себе простой вопрос — почему такой комментарий появился. Порой достаточно иначе сформулировать мысль, добавить факты или отказаться от сложных конструкций, и окажется, что вопрос решен.

Тест на готовность текста

Работа копирайтера — написать текст, который помогает решать задачи проекта. Он не всегда должен быть красивым, чаще всего ему достаточно быть понятным. Чтобы создать такой материал, нужно знать, зачем и для кого вы его пишете. А как понять, что все готово к публикации?

На одном из вебинаров Майя задала вопрос для самопроверки, который я тут же унесла в свою копилку: «Сможете ли вы прямо сейчас пойти и опубликовать этот текст? Если да, он готов».

Таким способом можно проверять не только готовность текста, но и свое отношение к обратной связи. После этого вопроса актуальные правки начинают полыхать так, что пожар можно потушить только правками. Для меня это прозрачный намек на то, что я согласна с критикой преподавателя онлайн-курса.

Тест на уверенность

Я убеждена, что реакция на комментарии — тест на уверенность. Над уверенностью можно и нужно работать. Она дает гораздо больше ресурсов, чем забирает сил. Например, уверенность в себе помогает отказываться от неинтересных проектов и предлагать сотрудничество заказчикам мечты. Она позволяет разговаривать на равных и обсуждать условия работы, а не соглашаться слепо на все, что предлагают. И, самое важное, уверенность подразумевает рост.

Если вы понимаете, что даже полностью разгромленное спикером задание не делает из вас плохого автора, тест на уверенность пройден. Если критика заставляет сомневаться в себе, надо искать бреши не в заданиях или постах, и даже не в навыках копирайтинга, а в себе.

И помните, после курсов обратная связь никуда не денется, только теперь обратную связь будет давать клиент. Поэтому большую часть из рассказанного в статье можно перенести с учебы на работу.
Читайте также: