Расскажите, пожалуйста, для тех, кто с вами не знаком пока, как обычно представляетесь в официальных ситуациях, что сами о себе говорите.
Меня зовут Ольга Кошкина. Я — коуч-тренер в области предпринимательства и продвижения частных практиков, основатель Школы частной практики, которую мы создали с моим мужем Кириллом Кошкиным. В ней за пять лет обучалось более 600 помогающих практиков. В основном это психологи и психотерапевты, но есть коучи, были даже врачи и один танцмейстер.
Что другие о вас говорят? Какие слухи, может быть, какие сплетни о себе слышали?
Я на удивление редко сталкиваюсь с какими-то негативными слухами и сплетнями. Недавно я мониторила, какой у меня образ, что пишут в сетях. Обычно я всегда иду в связке с Кириллом, с мужем. Мы работаем вместе, и по отдельности очень редко появляемся. В этой связке нас часто называют Буратино и Мальвиной. Он такой иррациональный, задорный, шутливый, а я скорее структурная, такая правильная.
Насколько вы открыты к разного рода партнерствам и ищете ли партнеров, которые будут вас дополнять?
Очень любим это дело, и в проектах, и в промомероприятиях. У нас в школе частной практики работает восемь партнеров, которых мы в разное время привлекли. Они с нами на постоянной основе, но мы привлекаем и дополнительных — очень любим это дело.
Как выбираете людей, с которыми работать? Что важно в них?
Совпадение по ценностям, наверное, самый первый критерий. Потому что мы не пирожками торгуем, мы работаем с очень чувствительной аудиторией — психологами, психотерапевтами. И если человек, допустим, суперэксперт в маркетинге, но вещает что-то в манипулятивном ключе или обучает манипулятивным техникам, мы с ним не сможем сработаться. Ценности — это то, что я могу или не могу позволить себе в отношениях с другими людьми. Если в этом совпадем — сработаемся.
Сталкиваетесь ли вы с тем, что клиенты боятся или стыдятся брать деньги за свои услуги?
Да, за помощь стыдно брать деньги. Мне кажется, это корнями откуда-то из Советского Союза, когда все специалисты помогающих профессий работали бесплатно: и врачи, и учителя. Было как-то стыдно и неприлично брать деньги.
Когда к нам в программу приходят психотерапевты, мы можем довольно быстро предугадать, насколько успешной будет их практика и как быстро они продвинутся. Первый критерий, который мы оцениваем — взаимоотношения с деньгами. Если у человека мало ограничивающих убеждений в этой сфере, он будет успешен.
А как-то работаете с этим внутри курсов или отдаете это на личную терапию и супервизию?
Мы работаем с этим комплексно, с самого начала и до конца. У нас есть финансовый план, который нам разработал финансист именно для психотерапевтов. Они его заполняют и смотрят, на что могут рассчитывать в плане денег и при какой нагрузке. Кроме этого мы проводим динамические сессии, где решаем конкретные сложности, связанные с финансами.
Откуда появляются герои ваших текстов — Зоя, Денисыч — и сложно ли про них писать?
У меня есть очень ясный и яркий прототип Зои и Денисыча. Это, собственно, Кирилл. Потому что весь наш проект начался в спорах на кухне, где Кирилл представлял психотерапию, как искусство, а я представляла бизнес. И вот мы спорили, спорили, спорили, а потом он сказал: «Ну, ладно, давай, покажи, как твое продвижение устроено». И мы начали с финансовых вопросов, маркетинга, сайтов, продвижения…. И когда он преуспел, мы решили сделать проект школы частной практики. Поэтому все герои — реальные жизненные персонажи и мне несложно о них писать.
Отбираете ли вы как-то клиентов и как решаете, с кем хотите и с кем не готовы работать?
Отбираем. Мы не рекомендуем идти к нам на курс студентам-выпускникам, которые вот только-только выпустились из вузов. Если только тех, кто психологическое получил как второе образование, имеет какой-то бэкграунд, в какой-то сфере уже поработал. Например, финансист или стилист, который переквалифицировался в психолога.
Еще не берем тех, кто позиционирует себя как психотерапевт, но не имеет соответствующей квалификации и образования. То же самое с коучингом, потому что коучами сейчас себя называют очень разные люди. Признаем только тех, чьи дипломы знаем и видим, что за школы их выдали.
Что важно для того, чтобы создавать классные тексты, на которые реагируют?
Хороший вопрос. Что важно для того, чтобы создавать классные тексты? Во-первых, важно постоянно мониторить и улавливать те темы, которые интересны клиентам, и создавать «клиентский словарь». Мы рекомендуем мониторить форумы, записывать первые запросы, которые приносят клиенты. Еще стоит обмениваться первичными запросами с коллегами и таким образом пополнять свой запас. Это прямо «золотой фонд» интересных для клиентов тем.
Во-вторых, важно упрощать язык. Мне кажется, сейчас чем проще, тем лучше. И это очень большая проблема для помогающих практиков. Потому что многие говорят на таком научном, сложном языке. Пишут как будто для коллег, а не клиентов в первую очередь. Это очень важный момент — решить на определенном этапе, для кого я работаю сейчас: для коллег или для клиентов? И найти свой баланс.
Кого читаете в блогах, в книгах? Может быть, об кого вдохновляетесь?
Я, как ни странно, вдохновляюсь чаще картинками. И часто собираю сначала визуал, а потом уже пишу. И еще последнее время очень интересуюсь астрофизикой. У меня есть книги, которые я читаю днем и книги, которые я читаю перед сном. Днем — в основном всякая разная публицистика и про бизнес, это не так интересно. А перед сном — для души, для вдохновения. Из этой серии мне очень понравились «Письма астрофизика» Нила Тайсона. Ему со всех Соединенных Штатов, со всего мира пишут письма, а он отвечает на них. И вот из таких ответов он, собственно, собрал книжку.
Ему пишут про все подряд: про смысл жизни, про то, что слишком много налогов тратится на астрофизику, есть ли жизнь на Марсе, что будет, если на нас нападут инопланетяне, правда ли, что Бога нет… И так далее и тому подобное. Иногда очень трогательные, иногда очень провокационные, каверзные вопросы. То, как он блестяще на них отвечает, для меня просто неподражаемый пример работы с аудиторией, с троллями в соцсетях, которых так боятся помогающие практики. Много таких трогательных, порой ироничных и всегда очень точных ответов на разные вопросы. Неожиданно.
Какая есть любимая техника, чтобы настроиться на работу? Например, на вебинар?
Если я веду какое-то обучающее мероприятие или вебинар, то у меня есть табличка и в ней подробно расписан весь сценарий. Я могу потом вообще не следовать ему, но это опора. Там все есть — начиная с того, что во вступлении говорю и заканчивая тем, о каких кейсах рассказываю в процессе.
Я ее долго готовлю. Для того чтобы подготовить один вебинар, я трачу месяц включенной работы. В день, когда я провожу вебинар, я не ем мясо, совсем. Какая-то легкая пища, иначе я чувствую себя тяжело и нет нужной энергии.
Еще мне помогает йога с утра: если вечером у меня эфир, обязательно в этот день должна быть йога или хотя бы какие-то растяжки, пробежки, что-нибудь в таком духе. У меня есть батут, и за 15 минут до начала я прыгаю раз, наверное, 60—100 на батуте. Все, этого мне достаточно, потому что тогда уходит стресс и я в хорошем, нужном тонусе.
А когда мы вместе с Кириллом проводим выступления, у нас есть обязательный ритуал — это маленький танец. За 5—10 минут до начала мы включаем рок-н-ролл, как правило, Элвиса Пресли. Это единственный момент, когда мы с ним вдвоем танцуем. И это такой отжиг, к нам присоединяются дети, радуются, в общем, очень круто. Ну, и все, и, соответственно, настроение, в котором мы эфир начинаем, оно такое, рок-н-ролльное.
Если совсем нет времени, минимальное, что могу сделать — сильно-сильно напрячься и отпустить, напрячься и отпустить. Уже хватает, это программа-минимум. Если больше времени, то лучше танец.
Психологи по моей практике очень переживают про конфиденциальность, про то, что ну как же мы можем что-нибудь написать в соцсетях всерьез или в шутку, неважно. Но ведь обязательно клиенты подумают, что это про него. Лучше вообще я ничего не буду писать, чтобы не дай бог никто ничего не подумал. Наверняка к вам тоже приходят с такими вопросами. Что советуете?
На заре нашего проекта мы много раз слышали такие возражения и проштудировали с Кириллом 50 этических кодексов разных направлений, разных конфессий, существующих сегодня на рынке психотерапии. Самая строгая школа — это школа психоаналитическая, классические психоаналитики. Но их у нас, мне кажется, сейчас представлено меньше 1%. Там, действительно, нельзя выносить личный материал в публичное пространство. И психоаналитикам мы рекомендуем писать экспертные статьи либо вводить Зою — тех самых вымышленных собирательных персонажей, через которых можно рассказывать. Во всех остальных случаях, серьезно, момент запрета предъявляться в соцсетях сильно пережат. Мы не нашли ни одного прямого запрета на самораскрытие, рассказ о себе, предъявление какого-то своего личного материала в публичном пространстве — ни одного не было.
В масштабе первого года практики важно ли расширить способы продвижения от блога в Фейсбуке до организации вебинаров, онлайн-тренингов или лучше все же сосредоточиться на оттачивании профессионализма и меньше на продвижении?
Зависит от ваших задач. Если у вас задача набрать в практику индивидуальных клиентов, то вы можете сосредоточиться на одной сети, на оттачивании своего писательского навыка. Но в этом случае вам еще нужно как минимум освоить навык таргетинга или работать в связке с таргетологом. Писать в стол очень неприятно, если это происходит долго. А без продвижения платного, без рекламы, к сожалению, сейчас в Фейсбуке прожить очень сложно — на одной органике, на одних органических охватах. Поэтому мне кажется, что две основных точки сосредоточения — контент плюс таргетинг. Если же вы хотите групповые проекты, как я уже говорила сегодня, без вебинаров, марафонов, публичных выступлений очень сложно их собирать.