Убирайте за собой игрушки, или зачем читать оферту

Автор - Алена Ива
Алена Ива про договор-оферты
На моей кухне висит объявление: «Все, что найдено на кухне некухонного, попадает в плен. Спасение из плена обсуждается». Правило это родительское и было введено в одностороннем обязательном порядке. В одно непрекрасное утро я, готовя завтрак, наступила на машинку, споткнулась о дизайнерский клубок из детских курток и в финале не нашла на столе места, чтобы поставить чашку с кофе. И во время последовавшего за этим репрессивного завтрака детям было указано на объявление, а последствия красочно озвучены. Договор такой: хотите здесь играть — убирайте за собой игрушки и вещи.

На следующий день после торжественного вывешивания объявления история повторилась с той лишь разницей, что недоброжелательные по утрам взрослые сгребли в один мешок все игрушки с кухни и убрали с глаз долой. Спустя пару дней дочь наша Будур с царевичем Елисеем перерыли свои комнаты в поисках той самой, единственно необходимой сейчас, игрушки. Не найдя пятого элемента, они пришли на кухню.

- Мам, ты не видела тут такую зеленую штучку с колесами и завитушкой?

- Вероятно, она в плену.

- ???

- Вон, объявление висит.

- ...

Суровое познание мира на уровне действия-последствия — кухонная схема проста. Моя кухня, мои правила, моя оферта. Хотите пользоваться кухней — соблюдайте правила или будут санкции. Ровно так же работает и оферта на сайте.

Как использование оферты облегчает жизнь

Оферта — это предложение заключить договор на определенных условиях. То есть продавец предлагает вам свои условия, которые нельзя изменить, с ними можно только согласиться. Или не согласиться, если они вас не устраивают. Когда вы видите на сайте оферту (пользовательское соглашение, правила пользования сайтом, публичная оферта, договор-оферта и т.д.), это фактически вывешенный в открытом доступе договор, подписанный со стороны продавца.

Чтобы вам «подписать» такой договор, нужно совершить какие-то действия. Как правило, это оплата услуги, реже — заполнение заявки или анкеты. На юридическом языке это называется сделать акцепт, акцептировать (лат. acceptus — принятый).

С момента акцепта между вами и продавцом заключен договор, условия которого и написаны в оферте. И аргумент «я не читал», если на сайте все грамотно размещено, работать не будет. Использование договоров — базовая гигиена покупки или продажи товаров и услуг. Главное, что вы должны вынести из этой статьи — оферту надо читать. И вот почему:

Использование оферты гарантирует предсказуемость

Чаще всего в оферте указано, что приемлемо, а что нет, есть разъяснения, как вы можете поступить в том или ином случае и как поступит вторая сторона. И если не прочесть оферту до покупки, то с высокой долей вероятности последствия будут для вас неожиданными и не факт, что это будет приятная неожиданность. Потратив полчаса-час на чтение, вы избежите сюрпризов, а взаимодействие станет более или менее предсказуемым. Я пишу более или менее, потому что использование кривых договоров и пользовательских соглашений вообще не редкость, но об этом мы обязательно поговорим отдельно. Если захотите.

Использование договоров-оферт позволяет сэкономить

У хороших продавцов всегда есть хорошее описание продукта на сайте, но запихивать в это описание все условия оферты провальная идея. Будет много относительно скучного текста, который по большому счету на этапе знакомства с продуктом никому не нужен. А вот когда текст на сайте уже зацепил и вы близки к тому, чтобы купить, посмотреть оферту — это экономия в классическом варианте. Вы экономите время, деньги и эмоции. Потому как если вам что-то не понравится, вы узнаете об этом до того, как купите и сможете сохранить свои ресурсы. В конце концов, у продавца есть полное право работать на своих условиях, и хороший продавец обязательно их озвучит, да еще и несколько раз напомнит, что оферту стоит прочесть до.

Использование оферты повышает осознанность

Бессмертные слова Ляли Брынзы о том, чем именно читают люди, уже давно можно рассматривать как тонкое и полное психологическое исследование на тему реакций на текст. И нечего тут лукавить, мы все и всё читаем через призму своего «Я» и склонны додумывать, придумывать и немного фантазировать, даже когда речь о договоре. Мне, например, надо перечитать текст минимум три раза, чтобы я смогла точно сформулировать, что я в нем читаю. И не надо исключать того, что мы временами совершаем покупки эмоционально и иррационально. Я захожу на ресурс, заботливо подсунутый мне таргетом, и, не задумываясь, удовлетворяю свое желание. Было буквально на днях. Сначала нажала «хочу», потом пошла читать оферту и хорошо, что не успела оплатить, потому что условия меня не порадовали. Использование договоров-оферт — это стопроцентная прокачка собственной осознанности, тренажер для умения делать паузу, выдыхать, думать и только потом действовать.

Использование оферты для понимания условий покупки может казаться сложным и нудным. Но, как ни крути, плюсов все равно больше, чем минусов, потому что у вас есть возможность принять верное решение, минимизируя ненужные, точно-точно абсолютно ненужные вам последствия. А на нашей кухне стало в разы чище и утро уже не такое хмурое, когда есть где ходить и куда поставить чашку.
Читайте также:
Вам нужно только выбрать, что вы ждете от своего текста и вы получите такую идею, о которой не подумаете «все это я уже сто раз видел». Наконец-то вам не нужно изобретать, о чем написать и как это сделать! Мы уже подумали за вас.