Авторедактура: Чек-лист
эффективного текста
Как спланировать и написать такой текст, который поможет вам договориться с кем угодно, объяснить свою позицию собеседнику или заинтересовать читателя?

Краткая инструкция вам в помощь.
Шаг 1. Разберитесь в проблеме
Вы должны точно знать, что волнует вашего собеседника. Что ему важно прямо сейчас? Если вы снимете его боль - он снимет вашу.
01
Если вы хотите договориться с начальником о повышении зарплаты - сначала выясните, за что он готов платить. Эта фраза была где-то в учебнике по переговорам, но по сути она идеально отражает суть любой коммуникации.
Пишете журналисту? Пообещайте помочь с распространением статьи, траффиком или аналитикой.
Пишете в соцсети? Соберите запросы и проблемы людей на форумах и в комментах.
Пишете в корпоративный чат с просьбой? Научитесь мотивировать того, к кому обращаетесь.

Как неправильно: Пожалуйста, опубликуйте мою статью в вашем издании
Как правильно: Я собрал аналитику по зарплатам программистов в области, было бы вам интересно использовать ее в материале или получить материал от меня?
Шаг 2. Определите задачу
Что должен сделать человек после того, как дослушает/дочитает/досмотрит ваше обращение? Запишите это действие. Это и есть задача вашего текста.
02
Задачу текста легко прервратить в призыв: "пожалуйста, прокомментируйте" или "пожалуйста, сразу перезвоните". Чем проще и понятнее призыв, тем больше вероятность, что на него ответят.

Ведите читателя за руку. Создайте динамику текста. Не просто бессмысленно собирайте блоки, а нанизывайте части. Чтобы одно вытекало из другого и достигло цели: «Вау! Мне это нужно, я в этом заинтересован».

Выберите структуру текста под задачу, воспользовавшись подсказками из книги "Школа Контента" или наших открытых вебинаров.


Как неправильно: Задача моего письма - письмо начальнику о... Задача моей статьи - рассказать о...
Как правильно: Задача письма - получить от начальника ответ о... Задача моей статьи - мотивировать соискателей пройти тестовое задание

Шаг 3. Создайте структуру
Соберите все факты, которые хотите рассказать в этом тексте. Выпишите их в список. Продумайте логику и структуру.
03
С чего вы начнете? Что захватит внимание вашего читателя/слушателя? Может быть, стоит в начале рассказать короткую историю или предложить необычный вопрос?

Как удержать внимание читателя, когда вы его получили и, более того, превратить его в интерес? Тут лучше всего поможет прямое обращение к читателю и разговор с ним на вы.

Возбуждайте желание выполнить вашу задачу или воспользоваться вашим предложением. Мотивируйте человека теми выгодами, которые он получит вместе с вами.

Не стесняйтесь вписать призыв в последнюю строку. Напомните, каких действий вы ждете.


Как неправильно: Начну со "всем известно, что ...", продолжу актуальными проблемами отрасли, а дальше как пойдет...
Как правильно: Начну с истории из своего опыта в тему, продолжу обращением к читателю на вы с вопросами о его действиях в похожей ситуации, расскажу, какое решение мы нашли, приглашу к знакомству.
Шаг 4. Пишите!

Забудьте обо всей подготовительной работе и пишите то, что думаете.
04
Шаг 5. Отредактируйте текст
Если вы написали текст и он не похож на ваш план, не расстраивайтесь. В процессе редактуры мы это исправим. А пока дайте тексту немного отдохнуть... И затем приступайте ко второй части работы.
05
Иногда оказывается, что текст и без структуры получился отличный. А иногда вы можете просто взять фрагменты из текста и разложить их по намеченному плану: тоже получается интересно. Когда закончите со структурой, задайте себе вопросы по тексту:

- есть ли какая-то интрига, которая заставляет начать читать,
- удерживает ли текст внимание до самого конца,
- есть ли что-то новое в тексте, что мы сообщили читателю,
- обратились ли к нему напрямую,
- поговорили с ним о том, что важно ему

Если ваш ответ "нет" хотя бы в одном из пунктов, то стоит попробовать еще один подход к снаряду, исправляя то, что не получилось.
Шаг 6. Проверьте структуру и вектор текста.
Заголовок. Введение. Основная часть. Заключение.
06
Следите за структурой текста. Не пробуйте сочетать не сочетаемое. Каждый абзац не рассказывает новую историю, а плавно переходит в другой, сохраняя логическую связку. Проверяйте, связаны ли между собой абзацы, получаются ли переходы. Связаны ли подзаголовки с последующим текстом и привели ли читателя к выводу, как было запланировано в начале. Самый важный момент – можете вы сами дочитать свой текст полностью или время от времени читаете по диагонали?

Проверьте вектор. Убедитесь, что в большей части вы говорите о читателе и его задачах. Посчитайте сколько раз в тексте встречается «я», «мы», «наш продукт», «наша компания» и сколько раз уделено внимание «вы», «ваша задача», «решение».

Как неправильно: Прямо сейчас мы работаем над созданием сервиса сквозной аналитики для популярных маркетплейсов. В дальнейшем мы планируем выход на международные рынки. Ищем копирайтера.
Как правильно: Если вам интересно писать об аналитике для маркетплейсов, работающих на международных рынках, то мы ищем именно вас
Шаг 7. Проверьте стиль текста.
Проверьте текст в Главреде, Те фразы, которые вы уже не раз использовали, сформулируйте иначе. Придумайте и встройте в текст одну яркую метафору.
07
Продумайте текст. Не бойтесь переписывать. Расставляйте акценты. Доводите материал до того момента, когда хочется какую-то фразу повторять, цитировать, рассказывать о ней.

Проверяйте текст «Главредом». Он показывает то, что мы пропускаем, не видим, на что стоит обратить внимание, на штампы и канцеляризм. Посмотрите за своими любимыми словами, которые вы часто используете, за словами-паразитами. Смотрите внимательно на «округлые» фазы. Переформулируйте их.

Создавайте яркие метафоры. Следите за их использованием, чтобы они не встречались в работе несколько раз.

Как неправильно: Мы стремимся быть лучшими из лучших, поэтому в своей работе используем только качественные материалы и применяем современные технологии. Грамотный, профессиональный, индивидуальный подход к реализации проекта, а также правильность и четкость действий всех специалистов компании позволяют нам выполнять все строительные работы на самом высоком уровне и в срок
Как правильно: Наша строительная компания работает с ХХХ поставщиками шалкоблоков и ХХХ поставщиками кафеля. Обе компании - лидеры рынка в области, согласно рейтингу РБК. Это позволяет нам быть уверенными в качестве материальов, используемых на стройке.
Курсы в записи — лучшие практики
в вашем темпе
Вы копирайтер, хотите больше денег и больше адекватных клиентов? Хотите учиться в своем темпе и не хотите тратить время на общие чаты, группы, подстраиваться под время вебинаров?

Курсы в записи от «Школы контента» помогут вам эффективно вести переговоры, найти свою нишу на рынке и освоить тексты разных форматов — от соцсетей до рассылок и лендингов.